Самуил Маршак - Высокая трибуна

 


 В эти дни, когда происходит далеконезаурядноена"улицемладшего 
 сына" событие - пленум трех правлений Союза писателей,посвященныйдетской 
 литературе, мне хотелось бы высказать несколько мыслей о нашем общем деле. 
 Книга для детей,окоторойвразныевременадумалиизаботились 
 крупнейшие писатели века - такие, как Лев Толстой и Горький, - заняла видное 
 и ответственное местовнашейбольшойлитературе.Онадавноперестала 
 зависеть от вкусов и коммерческих целей частных издательств,средикоторых 
 лишь очень немногие ставили перед собой воспитательные задачи. 
 ПартияиСоветскоеправительствонетолькосоздалинебывалоепо 
 масштабу государственное издательство детской книги, но и дали нам-после 
 введения в стране всеобщей грамотности - великое множество читателей. 
 Детские книги выходят в баснословных тиражах. 
 И вот когда я смотрюнашестизначныеисемизначныечислатиражей, 
 обозначенные таким скромным, мелким шрифтом на оборотной стороне обложек,я 
 и в самом деле вижу перед собой это море детских голов и думаю: на какуюже 
 высокую трибуну поднимаемся мы каждый раз, выступая передсотнямитысячи 
 даже миллионами ребят нашей страны! 
 Перед тем как взобраться на такую трибуну, надосерьезноподумать,с 
 чем же мы идем к нашим многочисленным читателям, какими мыслями,чувствами, 
 знаниями, наблюдениями можем с нимиподелиться;естьлиунасдляних 
 какая-нибудь счастливая находка-интересный,сюжетный,целеустремленный 
 рассказ, в котором идея, мораль не вылезают наружу, как пружиныизстарого 
 матраца, а заложены достаточно глубоко; или, может быть, мы припасли для них 
 полновесныестрочкистихов,не изготовленных холодным способом, а 
 продиктованныхнастоящимпоэтическимчувствомипотому запоминающихся 
 надолго; или, наконец, мы хотим порадовать ребят доброй шуткой -веселойи 
 причудливой историей, которая тоже нужна им для питания и здорового роста. 
 У нас есть несомненные успехи, заметные удачи и вхудожественнойив 
 познавательнойкниге(авдетскойлитературеэтидвапонятия почти 
 совпадают). Есть писатели,заслужившиепрочнуюлюбовьдетейвсейнашей 
 страны. Но что греха таить! - среди авторов детских книжеквстречаютсяеще 
 люди, которые смотрят на работу в этой области как наотхожийпромысел,- 
 этакие "холостые" (конечно, не в буквальномсмысле)дяденькиитетеньки, 
 которым, в сущности, нет никакого дела до ребенка с его сложным и не слишком 
 доступным для взрослых внутренним миром. 
 Пора осознать, что книжка, которая учитдетейговорить,чувствовать, 
 мыслить, не может быть равнодушной и бесцветной, что братьсязанееимеет 
 право только тот, кого Белинский называл"детскимпраздником",тоесть 
 человек, чья душа открыта детям и кому ребенок охотно открывает свою душу. 
 Нашей детской литературе частонехватаетпоэтическоговоображения, 
 затейливой выдумки, которою отмечены, скажем,повестиирассказыАркадия 
 Гайдара и Джанни Родари. А можнолипредставитьсебедетскогописателя, 
 лишенного фантазии, да еще втовремя,когдадействительностьоткрывает 
 беспредельные возможности для смелой романтической повести и не менее смелой 
 сказки. 
 Без поэтического воображения невозможно говорить сдетьмиоделахи 
 событиях такой эпохи, когда вся нашастрана,дажеулица,накотороймы 
 живем, преображается у нас на глазах не по дням, апочасам,когдаЗемля 
 вступила в общение с космосом,разгляделаскрытуюотнассторонуЛуны, 
 послала Солнцу нового спутника, а на самой Земле идетборьбамеждустарым 
 миром и новым, между дряхлым, жадным Кощеем и молодым богатырем, укоторого 
 силы прибывают с каждым часом. 
 Какое широкий кругозор долженбытьуписателя,которыйберетсяза 
 современную тему. И вместе с тем как нужен ему богатый жизненный материал! 
 Если в иных наших повестях и рассказах слабо развит или даже совсемне 
 найден сюжет, способный увлечь юного читателя, то это чаще всего объясняется 
 нехваткой живых иметкихнаблюденийуавтора.Ведьнаоригинальныйи 
 увлекательныйсюжетможнонабреститолькотогда,когдаиз множества 
 наблюдений отберешь наиболее примечательные и ценные. 
 Правда, ребенка и подростка может подчас прельстить и самая легковесная 
 интрига, для которой автору не нужно ни живоговоображения,ниподлинного 
 материала. 
 Это похоже на известныйопытвлабораторииПавлова,гдеживотных, 
 привыкших получать пищу по сигналу - звуковому илисветовому,-перестают 
 после сигнала кормить, а у них все еще "слюнки текут" и происходит отделение 
 желудочного сока, едва только послышится звонок иди вспыхнет свет. 
 Таково же воздействие книжек, соблазняющихребятоднойтолькоголой 
 фабулой, приманкой легко придуманных приключений. Это - тотжезвонокбез 
 питания. 
 К сожалению, подобные повести и романы унасещеиногдаиздаютсяи 
 пользуются большим спросом. 
 Детская книга нуждается в двойной проверке: ее должен оценить не только 
 ребенок или подросток, но итребовательный,обладающийхорошимвкусоми 
 слухом взрослый человек. 
 Если книга нравится только взрослым, - значит,онанаправленанепо 
 адресу. 
 Если же она имеет успех только у детей, это отнюдьнегарантируетее 
 идейного и художественного качества. 
 Ведь вот прислушайтесь к игровым "считалкам",широкораспространенным 
 среди ребят. 
 Например: 

 Вышел месяц из тумана, 
 Вынул ножик из кармана. 
 Буду резать, буду бить. 
 Все равно тебе ловить. 

 Или: 

 Пришла курица в аптеку 
 И сказала: кукареку. 
 Дайте пудры и духов 
 Для приманки петухов. 

 Эти озорные, порочные по своему содержанию стишкиимеютуспехименно 
 потому, что они озорные, неожиданные. А еще потому, чтодетскаялитература 
 не удосужилась или не сумела противопоставить им другие считалки - неменее 
 забавные илихие,нобезхулиганскихмотивовибезпошлой"приманки 
 петухов". 
 Сорняки буйно разрастаются там, где культурные растения слишкомслабы, 
 изнежены и в то же время лишены настоящей заботы. 
 Пресные, хилые, чрезмерно назидательныеиблагонамеренныестихидля 
 детей всегда уступят дорогу грубым и наглым сорнякам. 
 Казалось бы, детская литература, рассчитанная на самого жизнерадостного 
 читателя(илислушателя), должна искриться самым непосредственным, 
 счастливым юмором. 
 Между тем детскихписателей,умеющихвеселосмеятьсяилихотябы 
 улыбаться, не так уж много. 
 К сожалению, у меня нет сейчас возможности занятьсяоценкойотдельных 
 книг. 
 Я мог бы сказать много добрыхсловпоадресуцелойплеядыдетских 
 писателей - старых и молодых. Но думаю, что гораздо важнееразговоренаших 
 нуждах и пробелах. 
 Сейчас вся страна занята решениемсерьезнойзадачи-проведениемв 
 жизнь идеи трудового воспитания. 
 Разумеется, и детская литература не может пройтимимоэтогожизненно 
 важноговопросаили отделаться торопливым изготовлением примитивно 
 нравоучительных книжек, моральных прописей. 
 По-настоящему ведет за собойтакнига,изкоторойчитательделает 
 выводы сам. Только такая книга влияет на его поведение. 
 Надо писать о труде какможноменееназидательно,какможноболее 
 увлекательно. Труд может и не быть единственной и даже главной темойкниги. 
 Повесть, рассказ, стихи теряютсилусвоеговоздействия,еслистановятся 
 программными. Но там, где автор говорит с детьми о труде, он долженувидеть 
 в нем столько же интересногоизаманчивого,сколькочитательнаходитв 
 книгах о далеких путешествиях или о полетах в космос. 
 И это вполне достижимо. 
 Кстати, и космические полеты требуют,какизвестно,огромноготруда 
 множества людей. 
 О работе ученых, изобретателей, авиаконструкторов у нас написано немало 
 книгдлядетей.Естьсрединиходнодневки,естьикниги, которые, 
 несомненно, проживут долго. 
 Но, пожалуй, ничуть не легче, а может быть, даже труднее, писать отой 
 работе, которая повседневно и повсечасно идет на наших улицах и дорогах,на 
 полях, заводах и в шахтах, - отрудеземледельцев,строителей,шахтеров, 
 Электриков, металлистов, сталеваров, нефтяников, ткачей. 
 Вспомним, какискусно,по-лесковскирассказалобудаломитонком 
 мастерстве русского плотника Борис Житков. 
 С полным, почти профессиональным знаниемделаисуважениемкего 
 мастерству написан рассказ Александра Твардовского "Печники". 
 Этонепроизводственныйочерк,а настоящий рассказ с живыми 
 человеческими характерами. 
 Но каждый, кто прочтет его,нетолькоподивитсяхитромуиловкому 
 искусству старого мастера печного дела, но и поймет, что у любого мастерства 
 есть свои строгие законы, порядок и уклад, своя сноровка. 
 В наше время, несмотря на широкое распространениеавтоматизации,труд 
 квалифицированных рабочих-мастеровстановитсявсеболеесложным,умным, 
 творческим. 
 И разве не интересно было бырассказатьвкнигахдляподростково 
 слесарях-инструментальщиках, которые даженакрупнейшихзаводах 
 насчитываются единицами, о наладчиках сложнейшихавтоматическихлиний,об 
 искусных стеклодувах и кварцедувах, о модельщиках обуви, кожевенных изделий, 
 обэлектромеханикахирадиомеханиках,разрабатывающихопытные образцы 
 тончайших приборов. 
 Слово "штамп" в художественнойлитературесталопрезрительным,даже 
 бранным словом. 
 Но совсем по-иному относятся к штампу в технике. 
 От хорошо сделанных штампов зависит подготовкамассовогопроизводства 
 новых сложных изделий, например, электронно-лучевых трубок длясовременного 
 телевизора, всевозможных деталей из пластмасс и многого другого. 
 Для того, чтобы изготовить такой штамп, мастер должен приложить кделу 
 весь свой опыт, изобретательность, сноровку. 
 Я думаю, что Детгизмогбызатеятьцелуюбиблиотечкурассказови 
 очерков, которые сумели бызаинтересоватьребят,готовящихсяктрудовой 
 жизни, работой не одних только инженеров, но итехмастеров,безкоторых 
 самые талантливые инженеры немоглибысоздатьпервыеобразцыприборов 
 новейшей техники. 
 Вэтомпредложенииестьтолько одна опасность: в литературе 
 "серийность" ведет иной раз к тому, что некоторые из книг, входящих в серию, 
 оказываются слабее других и носят печать не вдохновенья, а"штампа"(прошу 
 прощения за то, что я опять употребляю это слово без должного уважения). 
 Впрочем, редакция может предотвратить этуопасность,позаботившисьо 
 том, чтобы все книги такой библиотечки делались руками надежных, одаренных и 
 Знающих людей. 
 Детские книги о науке и технике возникают у нас довольно случайно.Для 
 этого нужно, чтобыавторпредложилиздательствусвоюработуиличтобы 
 издательство по собственной инициативе заказало емукнигунакакую-нибудь 
 тему, являющуюся злобой дня. 
 А ведь познавательную литературу для детей июношествагораздолегче 
 планировать, чем повести, рассказы, стихи. 
 С помощью талантливыхидостаточноавторитетныхученыхитехников 
 издательство может заранее - передсоставлениемплана-придуматьтемы, 
 интересные не только для читателей, но и для авторовкниг.Мызнаем,что 
 хорошая тема - это настоящее изобретение, это иной раз ядробудущейкниги. 
 Вспомните, что значили для Гоголя темы "Мертвых душ" и"Ревизора",которые 
 дал ему Пушкин. 
 Но,конечно,писателямогутувлечь,нарядусзамыслами,которые 
 приходят в голову ему самому, толькоблизкиеегодарованиюиталантливо 
 придуманные темы. 
 Когда по просьбе Горького я и мои товарищи по работе составлялипроект 
 плана будущих детских книг, нашей работе очень помогли ленинградские ученые, 
 подсказавшие нам несколько интересных и оригинальных тем. Помню одну из них, 
 предложенную весьма почтенным профессором-физиком:"Длячегоничего?"(о 
 значении вакуума в науке). 
 Детская литература не может и не должна быть делом одних только детских 
 писателей и Детгиза. Слишком большое и ответственное это дело, чтобыонем 
 заботился сравнительно узкий круг людей. 
 К заботам о книге, имеющей огромное влияние на характеры и судьбы наших 
 наследников, должны быть привлечены лучшие писатели, талантливейшие инженеры 
 и ученые, самые одаренные из педагогов. 
 Для осуществления широкой программыдетскогочтения,основыкоторой 
 заложил когда-то Горький, найдется много дела и для детских писателей, и для 
 так называемых писателей "взрослых", и для художников, и для людей науки. 
 Детская литература должна и в самом деле стать "большой литературой для 
 маленьких".

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru