Самуил Маршак - Повесть об одном открытии

 


 В этом альманахе печатается научный очерк М. Бронштейна, написанный для 
 детей старшего возраста, но интересный - я полагаю - и для взрослых. 
 Научный очерк для детей рядом с художественнойпрозойистихамидля 
 взрослого читателя - это сочетание может показаться необычным и странным. 
 Все так давно привыкли к тому, чтодетскаялитературапомещаетсяна 
 особой полке - самой нижней в шкафу. 
 С незапамятных времен "детская" литература так же, как иеесестра- 
 литература "народная",былавнеполязрениялюдей,обладающиххорошим 
 вкусом, вне суда и закона литературной критики. 
 Под пестрыми обложками дореволюционных книжек для детей и для"народа" 
 можно было найти все что угодно: и безыменные слащавые стишки про ангелови 
 птичек, и бойко состряпанную смесь из чудес природы и фокусов со спичками, и 
 даже - иной раз - повесть Н. В. Гоголя, на обложкекоторойфамилияавтора 
 была обозначена так: "В. М. Дорошевич" {1}. 
 Невежество,безграмотность,неумелоеи беспомощное любительство, 
 примитивный дидактизм - вотчтопреждевсегобросаетсявглаза,когда 
 извлекаешьизархивароскошныетомикисусально-"золотыхбиблиотек" и 
 невзрачные книжонки научно-популярных серий. 
 Мыпредъявляемкнашейсоветскойлитературедля детей высокие 
 требования - идеологические ихудожественные.Вобластинаучнойдетской 
 книги у нас проделаны опыты, которые в общей литературе ставились до сих пор 
 очень редко и случайно. 
 Создаетсяновыйлитературныйжанр-детскаянаучно-художественная 
 книга, и работают над этим новым жанром не присяжные посредники между наукой 
 и литературой - компиляторы и популяризаторы, а серьезные научныеработники 
 и писатели. 
 Это дает детскойлитературеправонаинтересширокихчитательских 
 кругов - без различия возраста. 
 Недавно американский рецензент, разбирая одну из советских научных книг 
 для детей, сказал о ней следующее: 
 "Мы даже не представляли себе, что детямможнодаватьтакойкрепкий 
 раствор науки". 
 Очевидно,рецензентабольшевсегоудивило то, что в детской 
 научно-популярной книге и в самом деле говорилосьонауке.Ведьвсетак 
 давно привыкли находить в книгахэтогородатолькогомеопатическиедозы 
 научных мыслей и фактов, растворенные вводянистыхрассужденияхопользе 
 науки, о красоте и стройности мироздания, о"тайнахприроды",о"чудесах 
 науки и техники". 
 Этотслабыйраствормыслиподслащалиобыкновенно,как микстуру, 
 сахариномтак называемой занимательности. По-видимому, ремесленники 
 научно-популярногоцеха,изоднявденьпоставлявшие публике тощие 
 приложения к детскимжурналамироскошныеальбомысфакеломнаукина 
 переплете, мало верили в занимательность самой науки. Для того чтобы сделать 
 свой предмет занимательным, они придумывали всевозможные аттракционы.Через 
 каждые пять или шесть страниц читателям обычно предлагался отдых от наукив 
 прохладном беллетристическом оазисе. 
 Правда, и беллетристика эта была под стать науке - тожененастоящая. 
 Нельзя же считать художественным образом какой-либо персонажиззадачника, 
 например, того знаменитого пешехода, который вышел когда-то из города _А_и 
 пошел навстречу пешеходу, вышедшему из города _Б_. 
 А между темименнотакиепризрачныепешеходышагалипостраницам 
 заурядной научно-популярной литературы для детей. Но здесь онивыступалив 
 роли старших братьев, показывающих младшим опытыпоэлектричеству,илив 
 рог; ли просвещенных отцов из "Вселенной" Герштеккера {2}, забавляющихВаню 
 и Машу ежевечерними беседами по географии. 
 Не перевелись такиекнигиивнашевремя.Правда,онинесколько 
 подновились. Отцы-резонеры заменены в них ударниками-педагогами, а братья- 
 любители опытов - вступили в комсомол и угощают друг друга 
 научно-техническими докладами. Но, вглядевшись,высразуузнаетевэтих 
 бесплотных комсомольцах классических пешеходов из задачника. У тех идругих 
 - одна и та же цель, одна и та же забота: обмануть читателя,подсунутьему 
 под беллетристическим соусом заплесневелый сухарь науки. 
 Когда-то вся эта кухня нужнабылапотому,чторебенкаиподростка 
 считали неспособнымусвоитьнастоящуюнаучнуюпищу-неподслащеннуюи 
 неразбавленную. С ребенкомнепринятобылоговоритьискренне,говорить 
 серьезно. Автор сентиментальной и даже восторженной научно-популярной книжки 
 нисколько не обязан был переживать всерьез те чувства, которые он высказывал 
 ребенку. Все его сантименты были притворные, ханжеские, дидактические. 
 В наше время ивнашейстранеотношениекчитателю-ребенкуи 
 подростку - иное. 
 Лукавая и фальшивая дидактика нам не к лицу. Мы уважаем науку и уважаем 
 ребенка. Мы помним особенности детского возраста, но это обязывает нас нек 
 упрощению, а к простоте, к последовательности и ясности мысли. 
 Конечно, ребенок требует от книги занимательности,нозанимательность 
 должна бытьдостигнутанепостороннимисредствами,неразвлекательными 
 интермедиями,асамойсущностьюкниги,еетемпераментом,ее идейным 
 богатством. 
 А это возможно только тогда, когда автор сам увлечен научной проблемой, 
 когда он имеет право свободно и уверенно, по-хозяйски,распоряжатьсясвоим 
 научным материалом. 
 Но и это еще не все. Автор, владеющий терминологией науки, должен уметь 
 отказываться от терминов там, где возможно без нихобойтись.Такоеумение 
 дается лишь тому, кого точность научных формулировок не отучила навсегдаот 
 живой речи. 
 Итак,воображение,темперамент,живаяисвободнаяречь, богатый 
 материал,идеологическийифактический,-вотусловия, без которых 
 невозможна хорошая научная книга для детей. Другими словами,онаподчинена 
 тем же законам, что и всякоепроизведениеискусства.Ееможноидолжно 
 мерить меркой, приложимой ко всем видам художественной литературы, - то есть 
 степенью ее искренности, идейной высоты и литературного вкуса. 
 Есть ли у нас уже такая литература?Онасоздаетсянанашихглазах. 
 Книги Житкова, Ильина, Паустовского, Бианки, Н. Григорьева и других дают нам 
 право надеяться, чтонаучно-популярнаялитературауступитнаконецместо 
 литературе научно-художественной. 
 Автор рассказа о "Солнечном веществе" М. Бронштейн -физик,сотрудник 
 Ленинградского физико-технического института. 
 В литературе (я имею в виду не специально-научную литературу, аобщую) 
 он выступает впервые. Его "Солнечное вещество"выйдетотдельнойкнигойс 
 дополнениями и иллюстрациями в ленинградском Детиздате {3}. 
 Книга М. Бронштейна - это не перечень успехов науки и техники,обычный 
 в популярной литературе. Это рассказ о тех барьерах и затруднениях,которые 
 стоят на пути всякого открытия. Это рассказ о коллективной работемножества 
 ученых на протяжении десятков лет. Рассказ о единстве науки. 
 Несколько лет тому назад М. Горький писал: {М. Горький,Олитературе. 
 Сборник статей,стр.145,Изд-во"Советскаялитература",1933.(Прим. 
 автора.)} 
 "Прежде всего наша книга о достижениях науки и техники должна не только 
 давать конечные результаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в 
 самый процесс исследовательской работы,показываяпостепенноепреодоление 
 трудностей и поиски верного метода" {4}. 
 Именно эту задачу и поставил перед собой автор"Солнечноговещества", 
 рассказывая историю одного из самых Замечательных открытий физики и химии. 
 Удалось ли ему решить свою задачу - пусть судит читатель.

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru