Самуил Маршак - Высокой страсти не имея...

 
 Всем нам неоднократно приходилось слышать жалобы на то,чтопрограмма 
 преподавания русского языка и литературы в нашей школе излишне перегружена и 
 поэтому школьникам трудно учиться. 
 Не берусь судить, насколько этоверно,ноневольновспоминаюмысль 
 Герцена о том, что "трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть 
 непереваримые". 
 И в самом деле. Чем догматичнее исхоластичнееобучение,тембольше 
 времени отнимает оно у школьника. 
 Это не требует доказательств. 
 Живой интерес к предмету изучения, ясность поставленной задачи, горячая 
 целеустремленность каждого урока - вотчтопреждевсегоможетидолжно 
 облегчить трудность усвоения школьной науки. 
 Подростки - это, несомненно, самые страстные, самые неутомимые извсех 
 читателей. 
 Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками 
 от простого чтения кчтениюсознательномуивдумчивому,аотсюда-к 
 изучению ианализуобразцовхудожественнойлитературыбезпотеритого 
 наслаждения, которое дает человеку искусство. 
 В этом деле может значительно помочь учителю и ученику хороший учебник. 
 Нужно добиться, чтобы у ребят появились любимые учебники, подобнотому 
 как бывают любимые детские книжки. 
 Но для того чтобы такой учебник оказался наконец в руках ушкольников, 
 мы должнысовсейстрогостьюивнимательностьюпроверитьсуществующие 
 учебники, определить, на каком уровне, идейном ихудожественном,находятся 
 наши литературные хрестоматии. 
 Ипедагоги,илитераторы,пишущиедлядетей,никогданедолжны 
 забывать, что в их детской аудитории таятся мощь, сила, ум и талант будущего 
 общества. 
 За несколько десятков лет наша страна прошла путь многих столетий. 
 И дети это чувствуют, учитываютимотаютнасвойбудущийус.Они 
 понимают, что им предстоитжитьвэпохуещебольшегоподъема,больших 
 скоростей. 
 Я не переоцениваю силнашихдетейиподростков,Нонеследуети 
 преуменьшать, недооценивать их, какэтоделает"Роднаяречь",предлагая 
 школьникам III класса стихи из плохойдошкольнойкнижки,ашкольникуIV 
 класса задачу такого рода: 
 "Выберите в рассказе (имеется в виду рассказЧехова"Ванька")слова, 
 взятые из народной речи, и замените их литературнымивыражениями"("Родная 
 речь", стр. 110){Здесьидалееучебникицитируютсяпоизданиямтого 
 времени, когда была написана статья (1948-1949). (Прим. автора.)}. 
 Можно себе представить, как быотнессякэтомустранномуклассному 
 упражнению Антон Павлович Чехов! 
 Чем,например,заменитьтакие"народные"выражения в чеховском 
 рассказе, как: 
 "Секи меня, как Сидорову козу!" или: 
 "Упал и насилу очухался..." 
 Вероятно, так: 
 "Подвергай меня, дедушка, телесным наказаниям!" 
 "Упал без сознания и едва пришел в чувство!.." 
 Я указываю здесь на недостатки хрестоматий в полной уверенности, что мы 
 все же приближаемся к тому времени, когдабиблиотечкаучебныхкнигбудет 
 наконец достойна своего высокого назначения. 
 Учебные книги для средней школы в последнее время начинаютмало-помалу 
 улучшаться. 
 И тем не менее вопрос об учебниках и преподавании литературы иродного 
 языка еще далеко не разрешен. Требуются огромныеусилия,чтобыпреодолеть 
 инерцию,отказатьсяотпривычныхлитературоведческихи педагогических 
 предрассудков. К сожалению, в учебниках до сих порещепроявляютсямногие 
 грехи и недочеты литературоведения и педагогики. 
 Просматривая учебники родного языка и литературы(аодноотдругого 
 неотделимо),убеждаешься,чтолучше,или,вернее,сравнительнолучше, 
 обстоит дело с учебниками для старших классов, хуже - для среднихисовсем 
 плохо для младших. 
 Чемнижеспускаешьсяполестнице школьных классов, тем чаще 
 обнаруживаешь бессистемность, безвкусицу, безыдейность. А между тем ненадо 
 доказывать, что младшие классы относятся к старшим, как фундамент к зданию. 
 В наших хрестоматиях для старшихклассов(отVIIIдоX)известная 
 последовательностьисистематичностьобеспечиваетсяхотябытем, что 
 материал дается в связи с историей литературы,асталобыть,исобщей 
 историей. Найти же видимую закономерность и последовательность впостроении 
 учебников для младших и средних классов не так-то легко. 
 В книге для IV класса "Родная речь", в которой оглавление четко разбито 
 на отделы и этим отделам даны названия, неблагополучие видно сразу. 
 Какую логику можно усмотреть там, гдеодинотделназывается"Лето", 
 другой - "Осень", третий - "Сказки, легенды, басни", четвертый-"Семьяи 
 школа", а пятый - опять по времени года - "Зима"? 
 В книге для Vклассаавторыоказалисьосторожнее.Онитожеделят 
 оглавление на части, но дают этим частям не названия,атольконичегоне 
 говорящие порядковые номера, римские цифры - I, II, III, IV. 
 Да и трудно было бы датьэтимразделамназвания,настолькоонине 
 поддаются точному определению. 
 Но дело не только в отсутствии стройности. 
 Недостатокживойпедагогическоймыслиещесильнеесказывается в 
 характере подачи литературного материала. 
 Педагоги говорят, что хрестоматия -этотакнига,котораяпризвана 
 познакомить ребенка и подростка с русской литературой,должнапривитьему 
 любовь к ней. 
 Решают ли эту задачу книги, которые называются "Роднаяречь","Родная 
 литература"? 
 Лучших нашихпоэтовонидаютввесьмаограниченныхдозах,часто 
 вотрывках, да при этомещедаженеумеют"отрывать"какследует,без 
 нарушения ритма, без потери рифмы, а иной раз и смысла. 
 В книжке для I класса, давая детям в первыйразПушкина,составители 
 вырывают из "Сказки о мертвой царевне..."всего-навсегочетырестрочкио 
 яблочке, взяв подлежащее из предыдущейстроки.Получаетсялишеннаяритма 
 прозаическая строчка:"Оносокусладкогополно".Ноэтонискольконе 
 беспокоит авторов учебника. Ведь им нужны не стихи, аповоддлябеседыо 
 плодах и овощах. 
 В V классе, предлагая ребятам волнующую и трогательную повесть в стихах 
 "Мороз, Красный нос" Некрасова, составители с легким сердцем выбрасываютиз 
 второй части десять главок (с 19-й по 29-ю), а между тем в опущенных главках 
 так много строчек, вполне понятных и доступных детям. Да к тому же впоэме, 
 замечательнойпосвоемунарастающему лирическому напряжению, нельзя 
 безнаказанновыбрасыватьдесятокстроф.Безвсего предыдущего такая 
 поэтическая вершина одной из глав, как стихи: "Не ветер бушует над бором, не 
 с гор побежали ручьи", - перестает быть вершинойипревращаетсяпростов 
 риторическую фигуру. 
 Это похоже на то, как если бы с Исаакиясняликуполипоставилина 
 землю. Куполвенчаетздание,исмотретьнанегоследуетсизвестной 
 дистанции. Точно так же теряют свою силу изначительностьмногиеотрывки, 
 включенные в хрестоматию. 
 В учебнике русской литературы для VIII класса есть цитатаиз"Цыган". 
 Но составители ухитрились так процитировать Пушкина, что потеряли и рифмы, и 
 размер, и большую долю смысла. 
 Правда, на месте одного из пропусковпоставленомноготочие.Ноэтот 
 знак препинания ни вкакоймереневосстанавливаетниблагозвучия,ни 
 смысла. Вот как звучит эта цитата: 

 Два трупа перед ним лежали: 
 Убийцастрашен был лицом... 
 Когда же их закрыли 
 Последней горстию земной, 
 Он молча, медленно склонился 
 И с камня на траву свалился. 

 Очевидно, поэтическая прелестьпушкинскихстиховздесьнивкакой 
 степени не принимается во внимание. 
 Цитата беретсятолькодлятого,чтобыподтвердитьвывод,который 
 формулируется так: _"Убийство морально раздавило убийцу"_. 
 Можнопривестимножествопримеров,показывающих,какмало ценят 
 составители хрестоматий русскую поэзию. Им ничего не стоит крошить на мелкие 
 кусочкивеличайшихпоэтов прошлого и наших современников, давать 
 национальных поэтов в плохих переводах и помещать все вперемешку на однихи 
 тех же страницах. И даже тогда, когда составителипосвящаютПушкинуцелую 
 страницу или разворот, выбор стихов вызывает иной раз недоумение. 
 Поймут ли, или,вернее,почувствуютлиодиннадцати-двенадцатилетние 
 дети, ученики V класса, стихи семнадцатилетнего Пушкина-лицеиста, отрывок из 
 неоконченной поэмы "Сон", в котором встречаются такие строчки: 

 Драгой антик, прабабушкин чепец... 

 У Пушкина ли ненайтистихов,исполненных"пушкинской"простотыи 
 понятных русским детям? 
 Но выбор стихов обусловлен не вкусом, не любовью к поэзии,ажеланием 
 составителейдатьнарядус отрывком из романа Тынянова "Пушкин" 
 автобиографические стихи поэта. Это удобно для "проработки". 
 Вообще говоря, пригодность того или иного литературногоматериаладля 
 классныхзанятийслужит,по-видимому,главным критерием при выборе 
 художественных произведений. Этому принципу очень часто приносится вжертву 
 качество стихов и прозы. 
 Такая тенденция особенно заметна вкнигахдлямладшихклассов.Там 
 Пушкин - редкий гость. Очевидно, он не так удобен для занятий по схеме,как 
 стихотворцы менее знаменитые, а иной раз и совсем безымянные. 
 В первой книге"Роднойречи",гдеребятамдаетсяпредставлениео 
 домашнихживотных,естьтакиеласковые строчки, принадлежащие перу 
 неизвестного автора; 

 Шкуру чушечки дубят, 
 Ну, а мясо все едят. 

 В книгах для детей постарше таких перлов нет. Но и там зачастуюставят 
 на одну доскуПушкина,Майкова,Никитина[1],Грекова[2],Белоусова, 
 Аллегро и других поэтов самого разного времени, уровня и стиля. 
 Я не думаю, что хрестоматии должныотводитьместотолькокрупнейшим 
 поэтам. Напротив, следуетещеширеиспользоватьресурсыклассическойи 
 современной литературы. 
 Но нельзя же ставить рядом Пушкина,искажем,ГрековаилиАполлона 
 Коринфского [3].Нельзявырыватьизчудеснойпушкинскойсказкичетыре 
 строчки о яблочке только для того, чтобыпоместитьихмеждуизображением 
 яблони и басней "Садовник и сыновья" (I класс, "Родная речь", 146 стр.).Не 
 следует представлять детям Пушкина только как авторастиховподназванием 
 "Осень","Зима","Весна".Этосамыйверныйспособпоссоритьдетейс 
 Пушкиным. Даже в хрестоматии для IV класса издевятистихотворенийнашего 
 величайшего поэта пять посвящено временам года.Авмладшихклассахего 
 стихов почти нет, если не считать трех маленьких отрезков в Iклассе,трех 
 кусочков во II и четыре - в III. 
 Выбирая стихи, надо останавливать выбор на том, что могут оценить дети. 
 СкакойрадостьюучилибынаизустьшкольникиVVIклассовстихи 
 "Делибаш" или "Блеща средь полей широких, вот он льется. Здравствуй, Дон!" 
 "Обвал" Пушкина, "Спор" Лермонтовамоглибыстатьлюбимымистихами 
 ребятсдвенадцати-тринадцатилетнеговозраста.Асовременнаясоветская 
 литература - как она представлена в хрестоматиях? Крайне скудно и далеконе 
 в лучших образцах. Вы тщетно будете искать в книгахдлямладшихвозрастов 
 таких близких, таких любимыхписателей,какГайдариЛ.Пантелеев.Не 
 нашлось места на этих страницах БорисуЖиткову,М.Ильину.Амеждутем 
 именно у этих писателей можно найтитакмногопознавательногоматериала, 
 столько страниц о нашей стройке, о современной науке и технике. 
 Почему в книге для III класса есть "Путешествие по Саванне" ("по Одуэну 
 Дебрею") и нет рассказа об Индии Бориса Житкова, превосходного рассказа "Про 
 слона", в котором автору удалосьпоказатьдетямислона,итропический 
 пейзаж, и даже поработительную политику англичан в Индии? 
 Почему так мало Пришвина, Чарушина? 
 Есть стихи о тимуровцах, а самого "Тимура" и его автора нет! 
 Очевидно, весь этотживой,волнующийребятматериалневлезаетв 
 какую-то схему, основная цель которой -проработка.Живаяжизньиживая 
 литература не поддаются Этим скучным и бездарным схемам. 
 В книгах есть все революционные праздники, естьипоэтыреволюции- 
 такие, как Маяковский, но настоящего революционного духа в них нет.Попадая 
 в мирную и довольно затхлую атмосферухрестоматий,теряетсвойпламенный 
 пафосдажеМаяковский.Недаромонтакбоялсяхрестоматийиписалс 
 негодованием: "Навели хрестоматийный глянец!" 

 Значительная часть политического материала (сравнениедореволюционного 
 прошлогоснашейсовременностью) подается в таких примитивных и 
 назидательных сопоставлениях, что теряет всякую остроту и свежесть. 
 Рассудочное отношение составителей к художественным качествам 
 литературы сказывается особенно ярко и наглядно в такназываемомподсобном 
 "аппарате", которым снабжены рассказы и даже стихи. 
 В хрестоматии для VII классацелыестраницыотведеныписателям,их 
 портретам и литературным образцам. Но разве неотписка-большойпортрет 
 АлексеяКонстантиновичаТолстогоивсего-навсегодвачетверостишияиз 
 собрания его сочинений ("Край родной")? 
 Представление о Фете должны дать портрет длиннобородого человека идва 
 коротеньких лирических стихотворения - "Облаком волнистым..." и "Я пришелк 
 тебе с приветом...". 
 Не знаю, следует ли давать ученикам VII класса именно этистихиФета, 
 илиследовалобыихзаменитьдругимистихамитогожеавтора,более 
 доступными возрасту. Но не успела отзвучатьмузыкапоследнихстрокэтого 
 стихотворения: 

 Рассказать, что отовсюду 
 На меня весельем веет, 
 Что не знаю сам, что буду 
 Петь, - нотолько песня зреет, - 

 как на сцену выходит учебно-педагогический конферансье. 
 "Покажите,чтослова"отовсюдунаменявесельемвеет" обобщают 
 впечатление от нарисованной в стихотворении картины". 
 Легкиеихрупкие стихи Фета не выдерживают тяжести такого 
 холодно-рассудочного заключения, от которого веет не весельем, а скукой.Да 
 и что это значит:"обобщатьвпечатлениеоткартины".Этонепонятнони 
 ребенку, ни взрослому. 
 В "Родной литературе" для V класса после пленительных строчекПушкина: 

 Мороз и солнце; день чудесный! 
 Еще ты дремлешь, друг прелестный... 

 и т. д. - 

 мы слышим глубокомысленный, тяжеловесный вопрос человека в футляре: 
 "Чего достиг Пушкин противопоставлением двух различных картин?" 
 Видимо, ничего не достиг, если после его стиховможнозадаватьтакие 
 вопросы! 
 Носамоеубийственноепримечаниевэтойкнигеданоотрывку из 
 воспоминаний Горького о его детстве. 
 Ребята прочли этот отрывок. Они растроганы, взволнованы. А составитель, 
 не дав остыть первому впечатлению, скрипучим унылым голосом задает имтакую 
 задачу: 
 "Придумайте отдельные предложения соследующимисловами:_"унижение, 
 тревоги, печали, угрозы... восторг"_. 
 Скакимравнодушнымлегкомыслиемотносятсяавторыхрестоматии к 
 чувствам,которыетакдорогодосталисьГорькомуитакпотрясаютего 
 читателей. 
 Хочется сказать составителям: 

 Нельзя ли для прогулок 
 Подальше выбрать закоулок? 

 В той же "Родной литературе" для V класса рассказы истихичередуются 
 не только с упражнениями на слова "унижение" и "печали", но иснекоторыми 
 элементарными сведениями по теории литературы. 
 Это дело полезное и даже необходимое. 
 Но беда в том, что многие изсведенийданынестолькоэлементарно, 
 сколько неточно, приблизительно. Нельзя же считать удовлетворительнымтакое 
 определение эпитета: 
 "Прилагательные, которые обрисовывают предмет, называются эпитетами". 
 Развиваяэтоявно неудовлетворительное определение, составители 
 продолжают: 
 "Прилагательные,вызывающиеучитателя какое-либо чувство (!), 
 называютсяэпитетами,дажееслионинедают наглядного, картинного 
 изображения предмета... Не всегда прилагательное можно назватьэпитетом.В 
 такихвыражениях,как"железнаялопата"... прилагательное "железная" 
 эпитетом не будет". 
 Вряд ли у школьника V класса сложится наоснованииэтогоопределения 
 отчетливое понятие о том, что такое поэтический эпитет.Вовсякомслучае, 
 трудно поручиться, что, прочитав стихи Николая Тихоновао"железныхночах 
 Ленинграда" [4], школьникпойметчтовданномконтекстеприлагательное 
 "железный" приобретает права эпитета, которых у него не было в применениик 
 слову "лопата". 
 Дело в том, чтовсеподобныетеоретическиесведенияиопределения 
 становятся ясными, понятными и дажеинтереснымитолькотогда,когдаони 
 даются на основании живых наблюдений над большим количествомразнообразного 
 литературного материала. Вот если бы ребята почувствовали различныеоттенки 
 эпитетов тургеневских, пушкинских, лермонтовских, если бы ихпоразилсвоей 
 свежестью и смелостью какой-нибудь эпитет Тютчева илиГоголя,-вероятно, 
 они бы навсегда усвоили себе, какое значение имеетэтакрасканапалитре 
 художника. Да и сами научилисьбысознательнопользоватьсяэпитетомкак 
 средством живой, выразительной речи. 
 То же относится и кизучениюстихотворныхразмеров.Почему-топять 
 основных размеров стихосложения разбиты на целыхдвагода.Почемунена 
 пять? По размеру в год! 
 В одном классе изучают ямб и хорей, в другом -дактиль,амфибрахийи 
 анапест. 
 Безбольшогоколичестваматериала,безживыхпримеровтого,как 
 разнообразно может звучать один и тот же размер в различных обстоятельствах, 
 - это формалистическое обучение, утомительнаяинапраснаятратавремени. 
 Если ребята и поймут, что такоеямбичтотакоехорей,ониэтоскоро 
 забудут. Нельзя бесстрастно изучать теорию стихосложения. Или произойдет то, 
 о чем говорит Пушкин: 

 Высокой страсти не имея 
 Для звуков жизни не щадить, 
 Не мог он ямба от хорея, 
 Как мы ни бились, отличить[5]. 

 Впрочем, составители "Родной литературы" для V класса пытаются иной раз 
 говоритьязыкомлитературоведов,ноони забывают, что при оценке 
 произведений литературы требуется хоть элементарная грамотность. 
 К примеру, составители спрашивают у школьника: "Какиезвукиикраски 
 ранней осени рисует Шолохов?" (стр. 42). 
 Можно ли "рисовать краски"? 
 Какое небрежное и неверное словоупотребление! 
 Все это как будто частности. Новискусствечастности,каквсегда, 
 решают дело. 
 Какой же вывод отсюда? 
 Мне кажется, что весь"подсобный"материалнадовыделитьвособое 
 приложение к хрестоматии или, еще лучше, в отдельнуюкнигуиликнигидля 
 учителя. В этих книгах должен заключаться хороший и надежныйкомментарийк 
 текстам, выдержкиизлучшихкритическихстатей,даицелыестатьио 
 художественном произведении, подлежащем анализу.Намойвзгляд,былабы 
 оченьполезназаписьнаиболее интересных и содержательных уроков, 
 проведенных талантливейшими педагогами нашей страны.Этизаписимоглибы 
 подсказать молодому учителю те меткие вопросыитактичные,умныезадачи, 
 которые не мешают, а помогают изучать художественное произведение. 
 Длятогочтобыучебникиобогатилисьбиографиями и критическими 
 очерками, дающими представление о творчестве писателей,УчпедгизиДетгиз 
 должны позаботиться об этом заблаговременно, не возлагая эту труднуюзадачу 
 целиком на плечи составителей учебников. Только тогда биографии - даже самые 
 краткие - будут достойны имен, которым они посвящены, когдакаждаяизних 
 будет предметом бережного труда автора, редактора, издателя. 
 Это же относится и к жизнеописаниям политических деятелей,художников, 
 изобретателей, ученых. 
 И даже больше, даже шире. Подобно тому, как редакции журналовигазет 
 заблаговременнозаказывают наиболее ответственные очерки и статьи 
 специалистам,такиУчебно-педагогическоеиздательство может вовремя 
 подыскать для каждой темы самыхподходящихлюдей.Итогдаунасбудут 
 образцовые очерки о нашей родине, о колхозах, о заводах,олюдях,которые 
 изо дня в день совершают небывалые дела. 
 Этим способом вернее всегоборотьсяслюбительщиной,самодельщиной, 
 заполняющей учебники для младших возрастов. 
 Даипомимозаказовнадоширеи смелее пользоваться лучшими 
 достижениями нашей литературы для взрослых и для детей.Надопо-настоящему 
 любить ее, а не только обращаться к ней в узкоутилитарных целях.

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru