Самуил Маршак - Свободный стих и свобода от стиха

 
 Во многих странах за рубежом рифма сейчас не в моде. 
 Порты отказываются от нее как от пустой детской забавы. 
 Правда, мы знаемрифмы,которыенезабавляли,аубивалинаповал. 
 Вспомните стихи Дениса Давыдова: 

 Всякий маменькин сынок, 
 Всякий обирала, 
 Модных бредней дурачок 
 Корчит либерала *. 

 Как опорочила, как разоблачила псевдолибералов того времени 
 убийственная для них рифма "обирала-либерала".Будтонасмешливоеэхо, 
 передразнив, исказило это претендующее на благородство слово "либерал". 
 Но далеко не всегда рифма смеется и дразнит. Какую законченность, какую 
 силу приговора придают меткие рифмы стихам Лермонтова "На смерть порта". 

 Его убийца хладнокровно 
 Навел удар... спасенья нет: 
 Пустое сердце бьется ровно, - 
 В руке не дрогнул пистолет. 

 Эти строгие, точные созвучия, это стойкое, упорное повторениеоднойи 
 тойжегласнойврифмующихсяинерифмующихсясловах("хладнокровно", 
 "ровно","пустое", "дрогнул") с необыкновенной четкостью передают 
 пристальность и длительность кощунственногоприцела.Нетолькопоследняя 
 строчка,ноивсястрофавызываетвнашемвоображениипрямойствол 
 взведенного Дантесом пистолета, - какбудтобысейчас,нанашихглазах 
 решается судьба Пушкина. 
 Рифма - этодосихпордействующаясила,которуюнетрасчетаи 
 основания упразднять. 
 Навсегда запоминаются полнозвучные и щедрые, в первый раз найденные, но 
 такие естественные, будто они от века существовали,рифмыдобройздравицы 
 Маяковского: 

 Лет до ста 
 расти нам 
 без старости. 
 Год от года 
 расти нашей бодрости[2]. 

 Но не будем спорить здесь о рифме. У поэзии много музыкальных средств и 
 без нее. Да к тому же пустое рифмоплетство так часто вызывает только досаду, 
 подменяя собой настоящее поэтическое творчество. 
 Мы знаем, что в греческой и латинской поэзии, богатой аллитерациями,и 
 совсем не было рифмы. Шекспир в своих трагедияхикомедияхпользуетсяею 
 только изредка. Без рифм зачастую обходится испанская поэзия.Отсутствовала 
 она и в "Эдде", и в наших былинах, и в "Калевале". 
 Пушкин в ранней молодостиотозвалсяпародийнойэпиграммойнастихи 
 Жуковского, написанные без рифмы: 

 Послушай, дедушка, мне каждый раз, 
 Когда взгляну на этот замок Ретлер, 
 Приходит в мысль: что, если это проза, 
 Да и дурная?.. [3] 

 Однако сам он в зрелые годы написал белым стихом одно излучшихсвоих 
 лирических стихотворений: 

 ...Вновь я посетил 
 Тот уголок земли, где я провел 
 Изгнанником два года незаметных..* 

 Белым стихом написана поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". 
 Особым очарованием полны нерифмованные стихи Александра Блока"Вольные 
 мысли" и другие. 
 Но современные реформаторы стиха освободились не только от рифмы, нои 
 от какой бы то ни было метрики. 
 И это бы еще не беда. Образцы свободного стиха мы находимвпоэзиис 
 незапамятных времен - и в народном творчестве, и у отдельных поэтов, наших и 
 зарубежных. 
 Вспомним многие из "Песен западных славян" Пушкина,егоже"Песнио 
 Стеньке Разине", "Сказку о попеиработникеегоБалде",сказку"Из-под 
 утреннейбелойзорюшки", вспомним лермонтовскую "Песню про купца 
 Калашникова", "Ночную фиалку" Блока. 
 Да и на Западе свободный стих ("verslibre")существовалзадолгодо 
 Гийома Аполлинера. 
 Но и в "Пророческих книгах" Блейка, где каждыйстихподчиненособому 
 складу и размеру, и в широких, освобожденныхотвсехметрическихканонов 
 строках Уолта Уитмена есть какая-то, хоть и довольно свободная,музыкальная 
 система, есть усложненный, но уловимый ритм, позволяющий отличитьстихиот 
 прозы. 
 А у Маяковского - при всем его новаторском своеобразии - стих еще более 
 дисциплинирован, организован. В последние же стихи этого поэта-оратора("Во 
 весь голос") торжественно вступают строго классические размеры: 

 Мой стих 
 трудом 
 громаду лет прорвет 
 и явится 
 весомо, 
 грубо, 
 Зримо, 
 как в наши дни 
 вошел водопровод, 
 сработанный 
 еще рабами Рима. 

 И все же Маяковский даже в этих строчках остается самим собой. Мы сразу 
 узнаем его почерк. 
 К нему как нельзя более подходит двустишие Шекспира: 

 И, кажется, по имени назвать 
 Меня в стихах любое может слово[4]. 

 Разве это не его характерные слова -"громадалет","весомо,грубо, 
 зримо" или слово "сработанный"?Стихипронизываетизлюбленная 
 Маяковским"хорошая буква" - р. 
 Созвучия в конце слов богатыиполны:"зримо-Рима","прорвет- 
 водопровод". 
 Для чего же понадобилось Маяковскому ввести в живую, разговорную -"во 
 весь голос" - речь эти классические ямбы, отточенные, как латинскаянадпись 
 на памятнике? 
 Очевидно, строгий иточныйразмербылнуженемудлятого,чтобы 
 выделить в потоке современного,грубоватого,подчасозорногопросторечья 
 торжественные строчки, обращенные к будущему. 
 В этом сочетании вольного стиха с правильным стихотворным размером есть 
 своя новизна. Маяковский и тут остается новатором. 
 Но дело не в примирении классического и свободного стиха и невспоре 
 между ними. Было бы несерьезно и неумноделитьпоэтовнадвавраждующих 
 лагеря - приверженцев классической метрики и сторонников свободного стиха. 
 Этобылобыпохожена свифтовскую войну "остроконечников" и 
 "тупоконечников" - то есть тех, кто разбивает яйцо с острого конца,итех, 
 кто разбивает с тупого. 
 Вопрос в том,кудаведетпоэзию"раскрепощение"стиха,всеболее 
 приближающегося к прозе, подчаслишеннойдажетогосложногоискрытого 
 ритма, который вы уловите в лучших образцах прозы. 
 И вновь вспоминается вопрос Пушкина: 

 ...что, если это проза, 
 Да и дурная?.. 

 "Освобождение"стихадоходитинойраздажедоотказаотзнаков 
 препинания, как это принято в телеграммах. 
 Это, конечно,смело,экономноиможетсильнообрадоватьучеников 
 третьего-четвертого класса. 
 Толькооднонепонятно:зачемупразднять эти маленькие, честно 
 поработавшиезначки,когдавовсейорганизованной,членораздельной и 
 музыкальной речи они все равно присутствуют, ставь их или не ставь. 
 У хороших поэтов все точки, запятые, тиревписанывстихритмом,и 
 отменять их - дело напрасное. 
 Невсякоенововведениеплодотворно и прочно. Только временем 
 проверяется его жизнеспособность. 
 Еще не так давно многим казалось, что свободный танец Айседоры Дункан - 
 это последнее слово искусства, как бы сдающее в архивстрогийклассический 
 балет. 
 Айседора Дункан была и в самом деле очень талантлива и сыгралабольшую 
 роль в истории хореографии. Но это ничуть не помешало развитию и процветанию 
 классического балета.Онидосихпорживетипродолжаетодерживать 
 блистательные победы. 
 В искусстве вполнезаконнаидаженеизбежнасменатечений,школ, 
 стилей. Но ошибочно думать, что эта эволюция происходит с той же быстротой и 
 легкостью, с какой "рок-н-ролл" сменяет "буги-вуги". 
 Мы знали немало игр, сочиненных наподобие и пообразцушахмат.Перед 
 первой мировой войной была в ходу"Военно-морскаяигра"сметаллическими 
 корабликами вместо шахматных фигур. Однако ни одна из этих"свободных"игр 
 не могла заменить или вытеснить старые, строгиешахматы,досихпореще 
 открывающие простор для новых задач и решений. 
 Слов нет, развитиенауки,техники,искусстварасширяетвозможности 
 творчества, дает ему большуюсвободуманеврирования,освобождаетегоот 
 излишнего статического равновесия во имя равновесия динамического. 
 Подлинное новое искусство,опираясьнапрошлоеиотражаяреальную 
 жизнь, приобретает новые темпы, делаетпонятнымсполусловато,начто 
 требовалась прежде большая затрата художественных средств и времени. 
 Вольный стих в какой-то мере помогает автору избежать привычныхходов, 
 проторенных дорожек, дает ему возможность найти свой особенный, отличныйот 
 других почерк. 
 Но, как мы видим, "освобождение" стиханеограничиваетсяликвидацией 
 рифмы, стихотворных размеров, а заодно и запятых. Подчас оно ведет кполной 
 бесформице, и самые тонкие ревнители формы оказываются ее убийцами. 
 В поэзии происходит то, о чем говорит Тютчеввстихахолютеранской 
 церкви, упростившей до бедности свой обряд и обстановку: 

 ...Но видите ль? Собравшися в дорогу, 
 В последний раз вам вера предстоит: 
 Еще она не перешла порогу, 
 А дом ее уж пуст и гол стоит; 
 Еще она не перешла порогу, 
 Еще за ней не затворилась дверь.. 
 Но час настал, пробил... Молитесь богу: 
 В последний раз вы молитесь теперь [5]. 

 Таким же пустым и голым оставляет мнимоеноваторстводом,вкотором 
 живет поэзия. 
 Разрушение производит подчас почти такой же эффект, как и созидание. Но 
 сенсация, вызываемая разрушением, недолговременна. Она забывается, и в конце 
 концов остается только пустое место. 
 Недаром в большинстве зарубежных странпоэтытеряютилиненаходят 
 читателей. Стихи мало и редко издают, и влияние их на жизнь ничтожно. Да,в 
 сущности, поэт-индивидуалист и не рассчитывает на то, что его поймут многие. 
 Его стихи-этотакиерадиоволны,накоторыевлучшемслучаемогут 
 настроиться очень редкие радиолюбители. А в худшемслучаеединственнымих 
 читателем оказывается сам автор. 
 УДиккенсавромане"Наш общий друг" великолепно изображены 
 разбогатевшие выскочки, так называемые "нувориши". 
 У этих новоиспеченных богачей все новое: новаямебель,новыедрузья, 
 новая прислуга, новое серебро, новаякарета,новаясбруя,новыелошади, 
 новые картины... 
 Да и сами-то они с иголочки новые. 
 Не похожилинадиккенсовскихгероевультрамодернисты,щеголяющие 
 нарочитой новизной своих образов и стихотворных размеров, новымсинтаксисом 
 и даже правописанием? 
 Традиции-тоестькультура - создают общий язык понятий, 
 представлений, чувств. Потеря этого общего языка изолирует поэта, лишает его 
 живой связи с другими людьми, доступа к их умам и сердцам. 
 Лучшие традиции - это и есть те горы, над которыми должновозвышаться, 
 каквершина,подлинноеноваторство. Иначе оно окажется маленьким, 
 незначительным холмиком. 
 В строгой метрике дантовских терцин, в стихотворных размерахПетрарки, 
 Шекспира,Гете,Пушкинамногиепоколенияпоэтовещебудут открывать 
 глубокие, неразгаданкые тайны. В этих размерах онинайдутмногоступенчатую 
 голосовую лестницу, котораясоответствуетмногообразиючувств,пережитых 
 поэтами, народом, человечеством. 
 Значит ли что, что стихотворнаяформадолжнаоставатьсянезыблемой, 
 закостеневшей, скованной раз навсегда установленными канонами? 
 Нет, каждое время, каждая поэтическая индивидуальность ищетинаходит 
 свои размеры и ритмы, диктуемые жизнью и развитием искусства. 
 Очевидно, стих живет и развивается, как и все вжизни,диалектически. 
 Смелые поискиновыхпутейуживаютсяичередуютсясостольжесмелым 
 обращением к лучшим традициям, обогащенным новыми открытиями. 
 

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru